8 (965) 783 -82 -82
Почти в каждой семье, где есть ребенок, рано или поздно наступает важный и поэтому волнительный момент – когда пришло время идти в детский сад.
Это серьезное событие в жизни каждого малыша и поэтому оно достойно достаточно серьезного внимания со стороны родителей. И в силах родителей облегчить этот этап - этап адаптации ребенка к детскому саду, помочь ему преодолеть его (с минимальными психологическими затратами).
Подготовку к детскому саду можно начинать уже в год (и даже раньше). Включая малыша в группы детей (будь то развивающие занятия, коллектив детей на прогулке, развлекательные центры и т.п.), малыш начинает приобретать опыт общения, прежде всего с другими детьми. А вот во время посещения развивающих занятий перед ребёнком встаёт ещё и дополнительная задача – «приспособиться» к новому взрослому. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях «главным» взрослым может быть не мама, а кто-то другой. Намного облегчает эту задачу участие в занятии мамы, так как мама как раз является «проводником» между новым взрослым и ребёнком. Такая ситуация позволяет ребёнку меньше тревожиться, поскольку мама все-таки остается рядом.
Очень важно развить навыки самообслуживания, самостоятельность ребёнка. Ребенок, умеющий самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его психологическом самочувствии. Помочь развить подобные навыки могут занятия, в содержание которых есть подобные задачи: к примеру, различные упражнения на застёгивания – расстегивания кнопок, пуговиц, замков; пересыпания – переливания и т.п. На первый взгляд, родителям эта деятельность может показаться пустяковой, но для ребёнка – это целая наука, осваивая которую он быстрее становится самостоятельным, уверенным, самодостаточным!
Важно за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад привести в соответствие распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Делать это нужно постепенно.
Все разговоры о садике с ребенком должны носить только позитивную окраску. Подчеркивайте все преимущества садика: о том, сколько новых друзей там появится, как там интересно и весело, много игрушек и разных игр; о том, как много детей хотят ходить в детский садик, но не могут, так как ещё слишком маленькие и многое не умеют – это может придать ребёнку ощущение взрослости, своего «особенного» и очень ответственного положения – что может добавить нужного настроя. Читайте стихи, рассказы про детский сад.
Ещё до сада можно изготовить авторский альбом, в котором бы отражалась последовательность режимных моментов, их содержание – что, за чем делают дети в детском саду. Тогда для ребёнка детский сад становится более понятным, а это снижает тревогу. Наклеивая в этот альбом фотографии с изображением тех или иных моментов (вырезки из журналов и т.п.) можно делать настоящие фотоколлажи, приклеивая фото самого ребёнка – в этом случае он уже заочно становится участником жизни детского сада.
Возможно, после того, как вы уже пошли в детский сад, у вас будут какие –то беспокойства. Постарайтесь избегать обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом, т.к. это волнение может передаться ребёнку.
При расставании с ребенком будьте уравновешены и спокойны, ведь ваше состояние полностью передается ребенку. Важно настраивать ребёнка, проговаривать, что когда вы придёте в группу, мама уйдёт, а он пойдёт в группу- это создаёт готовность к ситуации.
В первые недели, а иногда – и месяцы, избегайте шумных мероприятий (походы в театр, цирк, на дни рождения) – чтобы не растрачивать ресурс, так необходимый во время адаптации.
Если ребенок сильно плачет при расставании и хватается за маму, то прощайтесь как можно быстрее, не затягивайте расставание.
Если вы забираете ребенка раньше, всегда обращайте его внимание на то, что другие дети остаются, и их ждет много интересного.
После детского сада не утруждайте ребенка расспросами, как он провел день, старайтесь сделать пребывание дома максимально спокойным.
Не обещайте ребенку вознаграждение за посещение детского сада.
В период адаптации ребенку еще больше нужна Ваша эмоциональная поддержка. Общайтесь, обнимайтесь с малышом еще больше! И не забывайте, ребенок очень хорошо чувствует Вас! Будьте спокойны сами!
Воспитателю необходимо время для того, чтобы хорошо узнать вашего ребенка. Тесный контакт и нацеленность на конструктивное сотрудничество родителя значительно ускорят этот процесс. Опыт нашего центра показывает, что работа, направленная на постоянное взаимодействие педагогов и родителей, а также отслеживание каждого ребенка детским психологом во многом способствуют более легкому вхождению ребенка в новую для него среду.
Ирэна Похомова
Журнал "Мамино счастье" №5 (16) Июнь 2009